Бизнес-омбудсмен в Удмуртии принял участие в обсуждении системных проблем бизнеса в Москве

Ежегодно в процессе подготовки доклада федерального бизнес-омбудсмена Президенту России проводятся мероприятия, посвященные ситуационному анализу актуальных системных проблем предпринимателей, для краткости называемые «ситанами». Не является исключением и 2016 год. В течение февраля – марта в Москве проводятся федеральные «ситаны» по различным сферам правоотношений бизнеса и государства. Рассматриваемые на них проблемы аккумулируются со всех субъектов Российской Федерации. На обсуждениях присутствуют представители аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова, региональные уполномоченные и их представители, федеральные и региональные эксперты.

С 9 по 11 марта Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов принял участие в обсуждении ряда актуальных проблем, поднятых предпринимателями в Удмуртской Республике. Они требуют принятия решений на федеральном уровне и оказывают существенное негативное влияние на условия ведения бизнеса в Удмуртии. Или в ближайшей перспективе способны оказать такое влияние.

В ходе командировки в Москву Уполномоченный лично озвучил ранее направленные проблемы и заострил на них внимание на федеральных «ситанах» по вопросам:

  • защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности;
  • в сфере малого и среднего бизнеса;
  • ликвидации нарушений прав предпринимателей при осуществлении процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротства);
  • в сфере транспорта;
  • в сфере банковского кредитования;
  • в сфере налогов и создания экономических условий.

В ходе «ситана» на тему защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности Александр Прасолов еще раз поднял вопрос об ужесточении административной ответственности бизнеса, предусмотренной проектом новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К сожалению, ранее направленные Уполномоченным опасения поддержки в профильных комитетах Государственной Думы Российской Федерации не нашли. Угроза повышения финансовой нагрузки и административного давления на предпринимателей с введением нового Кодекса остается одним из наиболее актуальных вопросов.

Другим предложением, озвученным на мероприятии, стала необходимость ограничения количества проверок и контролирующих органов. Тема негативного влияния на субъекты предпринимательской деятельности большого количества проверок регулярно поднимается бизнес-сообществом в Удмуртии на различных встречах, совещаниях, при личном приеме. На текущий момент есть основания предполагать, что введение с 1 января 2016 года 3-летных «надзорных каникул» не сможет в полной мере решить имеющуюся проблему.

К сожалению, по ощущениям предпринимателей, административное давление надзорных органов на бизнес в отдельных сферах не снижается, а наоборот растет. Так в Удмуртской Республике есть случаи скоординированного давления контролирующих органов на предприятия аптечного бизнеса с целью побудить их к консолидации. По данным экспертов, такая картина характерна не только для Удмуртии и не только для аптечного бизнеса.

На «ситане», посвященном проблемам малого и среднего бизнеса, Александр Прасолов обратил внимание экспертов на ситуацию с массовым демонтажем нестационарных торговых объектов. Этот вопрос уже не первый год серьезно ухудшает условия введения малого бизнеса в городе Ижевске. При этом проблема не носит локальный характер и свойственна некоторым другим субъектам Российской Федерации.

Другой проблемой для малого и среднего бизнеса в Удмуртской Республике является повышение налоговой нагрузки в связи с переходом к взиманию налога на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Наибольшее количество проблем возникает у предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, лишили их льгот по уплате налога на имущество (от кадастровой стоимости) и фактически привели к появлению нового налога. Также рост финансовой нагрузки на бизнес связан с тем, что в отдельных случаях кадастровая стоимость объектов недвижимости может в разы превышать их рыночную стоимость, а оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости является довольно затратным и трудоемким процессом.

В ходе «ситана» по вопросам ликвидации нарушений прав предпринимателей при осуществлении процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), бизнес-омбудсмен в Удмуртии отметил, что при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве, применяются специальные нормативные акты. Они не предусматривают участие в уполномоченных по защите прав предпринимателей в судебных процессах, что ограничивает возможности защиты прав бизнесменов.

Пристальное внимание бизнес-омбудсмен в Удмуртии уделил проблемам грузоперевозчиков. На «ситане» по вопросам в сфере транспорта он обратил внимание экспертов на проблему существенного увеличения финансовой нагрузки предпринимателей, занимающихся перевозкой грузов, в том числе за счет платы на пунктах весового контроля.

После повышения размеров компенсируемого вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, стоимость разрешения на перевозку тяжеловесного груза, по данным грузоперевозчиков, выросла в 3-4 раза. Нередки случаи, когда стоимость разрешения превышает стоимость перевозки груза. На сегодняшний день в Удмуртии даже самосвал КамАЗ 65115 грузоподъемностью 15 тонн не может перевозить груз согласно паспортной грузоподъемности без взимания платы на пунктах весового контроля. Аналогичная ситуация в отношении специальной техники: автокранов, автобетоносмесителей, автобетононасосов, многоосных трейлеров, которые спроектированы для перевозки тяжеловесных грузов. Данная специальная техника, выпускаемая российскими заводами-изготовителями, изначально не проходит по осевым нагрузкам даже при перевозке грузов в пределах паспортной грузоподъемности. Также существуют иные административные барьеры, препятствующие грузоперевозкам тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Например, срок выдачи разрешительной документации может достигать 15 дней, что снижает оперативность выполнения грузоперевозок.

Кроме того, в дополнение к раннее введенным транспортном налогу, акцизам на топливо, с 15 ноября 2015 года была введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (система «Платон»). Вследствие запуска этой системы издержки перевозчиков существенно возросли. По озвученным бизнесом оценкам дополнительные затраты сопоставимы с затратами на акцизы и в разы превышают затраты на уплату транспортного налога.

Основным вопросом в сфере банковского кредитования, по мнению предпринимателей в Удмуртии, является недоступность кредитных ресурсов. Существующие кредитные ставки делают практически невозможным развитие бизнеса в условиях падения покупательского спроса и существенного роста стоимости оборудования и материалов зарубежного производства. На соответствующем «ситане» мнение предпринимателей из Удмуртии, озвученное Александром Прасоловым, поддержали федеральные эксперты.

Текущая экономическая ситуация, наверное, закономерно обусловила тот факт, что наибольшее количество проблем и предложений предпринимателей из Удмуртии было озвучено Александром Прасоловым в ходе «ситана» по вопросам в сфере налогов и создания экономических условий.

Так, например, из-за отдельных оговорок и противоречий в Налоговом кодексе Российской Федерации Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике не применяет нулевую налоговую ставку для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в период с 1 января 2015 года до даты вступления в силу соответствующего закона Удмуртской Республики об установлении нулевой налоговой ставки. При этом мнение о необходимости предоставления льгот с 1 января 2015 года поддерживают Государственный Совет Удмуртской Республики, Минэкономики Удмуртии, Прокуратура Удмуртии и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Другая группа проблем бизнеса связана с переходом к взиманию налога на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кроме роста финансовой, в том числе налоговой, нагрузки, озвученной Александром Прасоловым на «ситане», посвященном проблемам малого и среднего бизнеса, есть проблемы в механизме формирования перечня объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости. В связи с тем, что данный перечень формируется каждый год заново, в Удмуртской Республике возникают случаи повторного включения в перечень объектов недвижимости, которые были исключены в предшествующем налоговом периоде (включение данных объектов в перечень ранее было признано ошибочным). В результате предприниматели вынуждены повторно обращаться в исполнительные органы государственной власти, заново собирать комплект подтверждающих документов и повторно доказывать, что принадлежащие им здания сооружения или помещения включены в перечень ошибочно.

Беспокойство предпринимателей в Удмуртии вызывает запланированная отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – ЕНВД и возможное увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей, применяющих ЕНВД. На сегодняшний день ЕНВД применяют многие бизнесмены из Удмуртии. Они неоднократно сообщали Александру Прасолову о том, что ЕНВД в отдельных случаях выгоднее, нежели иные режимы налогообложения, в том числе патентная система налогообложения. В связи с этим отмена ЕНВД вызовет увеличение налоговой нагрузки, что негативно скажется на бизнесе.

Другой проблемой бизнес в Удмуртии видит несоответствие размеров страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд России, размеру получаемых ими пенсий. Это мнение подтверждается расчетами Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, направленными по запросу бизнес-омбудсмена. Так, на примере одного из реальных предпринимателей показано, что в случае, если он дополнительно заплат в течение года около 130 тыс. рублей страховых взносов (разницу между минимальным и максимальным размером взносов), то его ежемесячная пенсия увеличиться на сумму около 400 руб. Следует отметить, что индивидуальные предприниматели оплачивают взносы исходя из дохода, а не прибыли. Поэтому для некоторых видов деятельности, в которых разница между расходами и доходами минимальная (например, оптовая торговля) дополнительное бремя в размере 1 % от суммы дохода является существенным.

Еще одни из вопросов, на который обратил внимание участников «ситана» Александр Прасолов – это система налоговых вычетов для индивидуальных предпринимателей в счет уплаченных ими страховых взносов, которая побуждает к неофициальному использованию труда наемных работников. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налогоплательщики, выбравшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму уплаченных ими страховых взносов. При этом индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, получают 100-процентный вычет, а для остальных сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

По итогам состоявшихся обсуждений аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей совместно с экспертами подготовит сводные предложения бизнеса в доклад Президенту России Владимиру Путину.