Бизнес-омбудсмен провел в Ижевске семинар-совещание представителей бизнес-сообщества с руководителями органов государственной власти

24 марта Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике при содействии Центра поддержки предпринимательства в Удмуртской Республике организовал проведение краткосрочной программы обучения предпринимателей «Изменения в законодательстве, касающиеся прав и законных интересов предпринимателей». Мероприятие прошло в формате семинара – совещания представителей бизнес-сообщества с руководителями органов государственной власти.

Предпринимательское сообщество на семинаре-совещании представляли более 170 руководителей и собственников малых и средних предприятий, в том числе общественные представители бизнес-омбудсмена в городах и районах республики и представители общественных объединений предпринимателей, таких как «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», Ассоциация промышленных предприятий Удмуртии. Докладчиками выступили начальник Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике Петр Фомин, руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Наталья Матюшина, Руководитель Удмуртского УФАС России Михаил Маренников, министр экономики Удмуртской Республики Михаил Зайцев и прокурор Виктор Игошин.

Во вступительном слове Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов поприветствовал собравшихся предпринимателей и напомнил участникам формат мероприятия: краткое выступление докладчика, а затем живое общение в режиме «вопрос – ответ». Согласно заявленному формату Александр Прасолов рассказал об институте бизнес-омбудсменов, применяемых мерах по защите прав предпринимателей, некоторых нововведениях, которые затронут предпринимательское сообщество. После выступления он предложил перейти к обсуждению имеющихся вопросов.

В ходе общения с Уполномоченным предприниматели задавали вопросы о чрезмерно строгой административной ответственности за допущенные нарушения, в том числе об отсутствии механизмов соотнесения сумм административных штрафов размеру бизнеса и о непомерно высоких штрафах в сфере экологии. Другая поднятая проблемная тема – государственные и муниципальные закупки. Здесь предприниматели отмечали неисполнение государственными и муниципальными заказчиками обязательств по ранее заключенным контактам и неравные условия для заказчиков и исполнителей, предусмотренные контрактами. Традиционно предприниматели затронули тему административного давления на бизнес со стороны органов государственного контроля и надзора. Несмотря на то, что озвученные вопросы касались частных проблем отдельных предпринимателей, они в той или иной мере знакомы многим представителям бизнес-сообщества. Так, например, деятельность одной из компаний затруднена в связи с длительным блокированием налоговой службой ее расчетных счетов, работа другого предприятия была нарушена в результате серии внеплановых проверок, проведенных в том числе на соответствие норм и правил, требования которых предприниматель считает неприменимыми к своей деятельности. Также были обсуждены темы использования органов государственного контроля и надзора в конкурентной борьбе и злоупотребления потребителями предоставленными им правами.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдения прав предпринимателей Виктор Игошин рассказал о работе Прокуратуры Удмуртской Республики, направленной на защиту прав предпринимателей. Особое внимание он уделил работе, направленной на исключение избыточного количества проверок надзорных ведомств в ходе согласования органами прокуратуры планов проведения проверок.

Поступившие из зала вопросы показали двойственную роль органов прокуратуры в сфере государственного контроля и надзора. С одной стороны, она выступает в качестве защитника бизнеса, поэтому предприниматели интересовались ролью органов прокуратуры в производстве дел по мошенничеству в отношении предпринимателей и возможностью обратиться к прокурору для проверки обоснованности действий сотрудников надзорных органов, например, инспекторов Управления ФНС по Удмуртской Республике. С другой стороны, нередко прокуроры сами выступают в качестве проверяющих, поэтому предприниматели просили дать разъяснения, насколько подобные действия прокуроров соответствуют законодательству и почему вместе с ними приходят представители иных надзорных органов, например, Роспотребнадзора. Виктор Иошин разъяснил некоторые особенности осуществления прокурорского надзора и предложил в случае несогласия с действиями местного прокурора обращаться в вышестоящую инстанцию – Прокуратуру Удмуртской Республики.

Начальник Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике Петр Фомин рассказал о деятельности вверенного ему ведомства и акцентировал внимание предпринимателей на новых подходах к надзорной деятельности, ориентированных на оценке рисков. Среди основных мер, направленных на предотвращение возгораний, он выделил профилактические меры и процедуры декларирования пожарной безопасности, которые постепенно должны заменить меры государственного надзора. В связи с этим предложил предпринимателям обращаться за консультациями по имеющимся вопросам к сотрудникам Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике. К сожалению, в настоящее время пожары на объектах, используемых в целях ведения предпринимательской деятельности, не редкость. В своем выступлении Петр Фомин привел примеры пожаров, повлекших большой материальный ущерб для бизнеса. По его мнению, гораздо более существенную роль в предотвращении пожаров и компенсации потерь от них должно играть страхование.

Презентации к выступлению начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике можно загрузить по этой ссылке (файл формата ZIP, размер 2,2 Мб).

В ходе общения предприниматели интересовались у начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике, мерами, которые принимает центральное руководство МЧС для массового внедрения системы страхования от пожаров, проблемами взаимоотношений арендаторов и арендодателей в вопросах обсечения пожарной безопасности, противоречиями в требованиях различных надзорных органов, например, МЧС и Роспотребнадзора. Представитель общественной организации «ОПОРА РОССИИ» выразил благодарность Главному управлению за сотрудничество в сфере обеспечения пожарной безопасности. Положительную оценку деятельности ведомства дал и представитель Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии, отметив при этом, что не согласен с предложениями руководства МЧС по организации добровольных пожарных дружин и привлечения специалистов Главного управления для консультаций. С тушением серьезных возгораний никто лучше МЧС не справиться, а для консультаций, анализа текущей ситуации и подготовки комплекса необходимых противопожарных мер есть специализированные организации.

После небольшого перерыва в формате кофе-брейка, слово взяла руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Наталья Матюшина. Она рассказала о работе территориального органа Роспотребнадзора, статистических показателях надзорной деятельности, в том числе о росте числа внеплановых проверок и росте количества выявленных нарушений. Также как МЧС России, Роспотребнадзор переходит к риск-ориентированному подходу при формировании плана проверок. Наталья Матюшина привела примеры применения требования о введении «надзорных каникул» в отношении малого бизнеса. В 2016 году уже более 40 предпринимателей были исключены из плана проведения проверок, поскольку были отнесены к категории малого бизнеса. Также она рассказала о нововведениях в законодательстве и подтвердила актуальность проблемы использования органов Роспотребнадзора в конкурентной борьбе. В завершении выступления она сообщила о проведении Управлением 26 марта «Дня открытых дверей» и призвала присутствующих воспользоваться предоставленной дополнительной возможностью получить консультацию у специалистов Роспотребнадзора.

Презентацию к выступлению руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике можно загрузить по этой ссылке (файл формата PDF, размер 1,4 Мб).

Состоявшаяся после выступления Натальи Матюшиной дискуссия вышла за рамки полномочий Роспотребнадзора. Так, предприниматель из Ярского района поднял проблему незаконного использования торговыми точками статуса «кафе» в целях обхода требований к ограничению продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время. Подобная практика наносит вред легальным предприятиям общественного питания. Поскольку определение статуса объекта обслуживания находится вне компетенции Роспотребнадзора, к дискуссии подключилась представитель Минпромторга Удмуртии Любовь Иродова. Она пояснила вопрос отнесения объекта к числу предприятий общественного питания, а также рассказала о проекте изменений в закон Удмуртской Республики «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики», которые призваны устранить озвученную предпринимателем проблему. Другая дискуссия состоялась вокруг вопроса об открытии пекарен на первых этажах жилых зданий. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике пояснила, что надзорное ведомство не против организации подобного бизнеса, востребованного населением, но отметила, что оборудование таких помещений требует соблюдения санитарных норм, в том числе к организации систем вентиляции. В противном случае предприниматели доставляют серьезные неудобства жильцам верхних этажей жилых домов, что влечет жалобы с их стороны и соответствующую реакцию Роспотребнадзора.

Руководитель Удмуртского УФАС России Михаил Маренников сообщил об итогах работы ведомства, в том числе об осуществляемом контроле в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Он более подробно остановился на изменениях в законодательстве, в том числе 4-ом антимонопольном пакете, и планах деятельности Удмуртского УФАС России. В своем выступлении он отметил, что в Удмуртской Республике существуют отдельные вопросы в сфере государственных закупок, решить которые можно не только за счет изменения законодательства, но и по итогам выработанной договоренности с государственными заказчиками. В качестве примера он привел возможность принятия «Стандарта закупочной деятельности», предлагаемого ведомством. Также он отметил новые полномочия ФАС в согласовании решений о создании государственных и муниципальных унитарных предприятий или расширении сферы деятельности уже существующих. В настоящее время, по мнению Удмуртского УФАС России, в республике отсутствуют сферы деятельности, в которых необходимо создание новых ГУПов или МУПов. Все необходимые работы и услуги может предоставить имеющийся бизнес.

Презентацию к выступлению руководителя Удмуртского УФАС России можно загрузить по этой ссылке (файл формата PDF, размер 3,8 Мб).

После выступления Михаила Маренникова также состоялась активная дискуссия, выходящая за пределы компетенции одного ведомства. Группа предпринимателей, осуществляющих торговлю меховыми изделиями, сообщила о возникающих у них проблемах в связи с введением в ближайшее время требований к размещению чипов в меховых изделиях. Больше всего предпринимателей беспокоил вопрос о том, что делать с ранее закупленным товаром, который, естественно, чипов не имеет. Распродать товар они не успеют, а без чипов продавать его будет уже невозможно. В подобной ситуации предприниматели видят ущемление их прав и признаки недобросовестной конкуренции. Но, к сожалению, данный вопрос как сообщил Михаил Маренников, должен решаться не на уровне республиканского антимонопольного ведомства, поскольку это компетенция федерального законодательного органа. К обсуждению вопроса подключился представитель Управления ФНС России по Удмуртской Республике Сергей Кочнев. Он сообщил, что внедрение системы вшитых чипов предусмотрено соглашением Евразийского экономического союза, ФНС России определено ответственным ведомством за внедрение системы, а срок ее ввода перенесен с апреля на октябрь 2016 года. Представитель Минпромторга Удмуртии Любовь Иродова обратила внимание участников мероприятия, что требование о внедрении чипов еще не принято – законопроект проходит процедуру согласования в Государственной Думе. Поэтому у предпринимателей еще есть время донести свое мнение до законодателей и повлиять на будущее решение. Аналогичное мнение высказал и министр экономики Удмуртской Республики Михаил Зайцев. Он предложил максимально широко использовать возможности института бизнес-омбудсмена, общественные организации предпринимателей, такие как «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ», чтобы донести свою озабоченность до депутатов и подвигнуть их изменить свое мнение.

В заключительной части семинара слово взял министр экономики Удмуртской Республики Михаил Зайцев. В своем выступлении он постарался дать разъяснения и высказать мнение по проблемам, ранее озвученным представителями бизнес-сообщества на мероприятии. Так, например, он предложил предпринимателям обращаться в Минэкономики Удмуртии в случаях побуждения их к заключению невыгодных контрактов, признал наличие проблем с осуществляем оплаты по ранее заключенным контактам, но предложил не бояться решать проблемы в судебном порядке.

Далее Михаил Зайцев ответил на вопросы представителя общественного объединения «Предприниматели Удмуртии» о имеющихся проблемах взаимодействия с Администрацией города Ижевска в вопросе сохранения ларьков и торговых павильонов. Он согласился с необходимостью продолжения диалога в рамках ранее созданной рабочей группы по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов. Также министр экономики, отвечая на вопросы предпринимателей, высказал свое мнение о недопустимости преуменьшения роли малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации, наличии проблемы чрезмерного регулирования бизнеса, а также неоднозначности требований к введению ограничений для поставщиков продуктов питания.

В ходе семинара-совещания предпринимателям были розданы анкеты, с помощью которых они смогли анонимно высказать свое мнение об административной среде и условиях ведения предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике. Результаты проведенного опроса будут направлены Президенту России в докладе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также доведены до руководства Удмуртской Республики.