Информация о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике в 2016 году

В 2016 году к Уполномоченному поступили 148 письменных обращений от предпринимателей с просьбами о восстановлении их нарушенных прав, предложениями по изменению нормативных правовых актов или просьбами об оказании содействия в развитии их бизнеса. При этом, аналогично предыдущему отчетному периоду, наблюдается существенный рост количества поступающих обращений (в 2015 году в адрес Уполномоченного поступили 98 письменных обращений от предпринимателей, что также в 1,5 раза выше значений 2014 года).

Работа по 132 из 148 обращений, поступивших в 2016 году, завершена. По результатам проведенной работы полностью или частично восстановлены права предпринимателей по 45 обращениям.

По 34 поступившим обращениям предоставлены консультации, для разрешения поставленных вопросов по компетенции в иные органы и организации перенаправлены 11 обращений.

В результате рассмотрения 20 обращений изложенные в них факты нарушений не подтвердились. Рассмотрение 10 обращений прекращено по причине поступления жалоб на действия иных хозяйствующих субъектов, в том числе предпринимателей. Разрешение подобных споров находится вне компетенции Уполномоченного. Таким заявителям были даны разъяснения о способах защиты их прав и законных интересов.

Также к Уполномоченному поступили 5 заявлений об оказании содействия в развитии бизнеса и разъяснении норм правовых актов, а также 7 предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, которые, по мнению обратившихся предпринимателей, оказывают негативное влияние на условия ведения бизнеса на территории Удмуртской Республики.

Работа по оставшимся 16 обращениям продолжилась в 2017 году. Из них 6 обращений были закрыты в январе-феврале 2017 года, в том числе по двум из них права заявителей были восстановлены.

Большинство обращений за 2016 год, как и в предыдущие отчетные периоды, поступило от предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в городе Ижевске – 89 обращений. От предпринимателей из города Воткинска поступило 9 обращений, из городов Сарапула и Глазова – по 7, из Можги – 4.
От предпринимателей из Игринского района поступили 8 обращений, от предпринимателей из Завьяловского и Увинского районов – по 3 обращения. По одному обращению поступило от предпринимателей из Алнашского, Воткинского, Граховского, Дебесского, Кезского, Киясовского, Малопургинского, Сарапульского, Селтинского, Юкаменского, Якшур-Бодьинского и Ярского районов. Еще 5 обращений поступили от предпринимателей из других субъектов Российской Федерации, в том числе 3 – от предпринимателей из города Казани. Место осуществления предпринимательской деятельности одного из заявителей установить не удалось.

Наиболее часто предприниматели обращались в 2016 году к Уполномоченному по вопросам налогообложения – 38 обращений, в том числе 31 обращение связано с переходом на взимание налогов на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимости, а 2 обращения – по вопросу незаконного отказа налоговых органов в применении индивидуальными предпринимателями нулевой налоговой ставки.

Также довольно часто в жалобах поднимались проблемы, связанные с проведением проверок органами государственного контроля и надзора и оперативно-розыскных действий правоохранительных органов. В течение года к Уполномоченному поступили 29 обращений на эту тему, среди них 5 обращений с просьбами оказать содействие в возврате компьютерной техники и документов, изъятых в ходе оперативно-розыскных мероприятий и проверок.

По вопросам исполнения судебных решений поступили 10 обращений, в том числе в 5 обращениях содержались жалобы на бездействие судебных приставов, нарушающее права предпринимателей. В сфере земельных и имущественных отношений поступили 8 обращений. Среди них жалобы об отказах в предоставлении муниципального имущества в аренду или в выкупе муниципального имущества, а также по вопросам размещения нестационарных торговых объектов.

В сфере проведения государственных и муниципальных закупок к Уполномоченному поступили 6 обращений. Из них 5 связаны с нарушением заказчиками обязательств по оплате поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Также 6 обращений поступило с жалобами на бездействие органов исполнительной власти по ранее направленным обращениям предпринимателей.

В течение года поступили 3 обращения в сфере регулирования торговой деятельности. Все они были посвящены проблемам, возникшим у малых предпринимателей в связи с введением требований по оснащению изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками (КИЗ).
В отчетном периоде к Уполномоченному поступило 5 обращений предпринимателей, в отношении которых было возбуждено уголовное производство по «экономическим» статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. В том числе в 3-х из них содержались просьбы об оказании содействия в смягчении меры пресечения.

Разрешение 24 поступивших жалоб находилось вне компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике. Чаще всего – 19 обращений – это споры хозяйствующих субъектов, как правило, между предпринимателями.

Из 5 поступивших заявлений 4 содержали просьбы оказать содействие в развитии бизнеса. Заявителям даны разъяснения о компетенции Уполномоченного и наличии специализированной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Из 7 поступивших предложений по изменению нормативных правовых актов 2 были связаны с введением новых требований к контрольно-кассовой технике. Также поступали предложения по:

  • введению для индивидуальных предпринимателей налоговых вычетов при приобретении объектов недвижимого имущества аналогичных налоговым вычетам, применяемым для работников, уплачивающих налог на доходы физических лиц;
  • переносу срока проведения эксперимента по оснащению изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками (КИЗ);
  • отмене ограничений на торговлю алкогольной продукцией в магазинах и предприятиях общественного питания, расположенных в жилых домах;
  • возврату освобождения малых предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, от уплаты налогов на имущество в случае исчисления их от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • снижению расходов малых предпринимателей, осуществляющих торговлю продуктами питания, в том числе алкогольной продукцией.

Поступившие предложения рассматривались на заседании Общественного совета при Уполномоченном. По итогам рассмотрения те из них, которые были признаны актуальными, направлялись в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Больше всего обращений от предпринимателей поступило на действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти – 54 обращения. Чаще всего заявители жаловались на действия (бездействие) территориальных органов Управления ФНС России по Удмуртской Республике (16 обращений), МВД по Удмуртской Республике (15 обращений), Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (9 обращений) и Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (8 обращений). На действия (бездействие) органов прокуратуры поступили 4 жалобы, Управления ФСБ по Удмуртской Республике и территориальных органов Пенсионного фонда России – по 3 обращения.
На действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики поступили 40 жалоб. Чаще всего заявители жаловались на акты, принятые Правительством Удмуртской Республики (31 обращение).

На действия (бездействие) органов местного самоуправления поступили 13 жалоб. Чаще всего поступали жалобы по вопросам, находящимся в компетенции Администрации города Ижевска и ее структурных подразделений (5 обращений).

На действия государственных и муниципальных учреждений и предприятий поступили 9 жалоб, на действия других хозяйствующих субъектов, чаще всего предпринимателей, – 18 жалоб.

Многие жалобы, поступившие к Уполномоченному в отчетном периоде, связаны с проблемами, которые носят несистемный характер. Такие проблемы возникают в процессе взаимодействия предпринимателей с органами государственной власти, местными администрациями, подведомственными им организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, в том числе предпринимателями, и являются индивидуальными.

Так, например, один из обратившихся в 2016 году предпринимателей пожаловался на действия учреждения здравоохранения, которое сперва провело закупку одноразовых медицинских изделий, а затем, вместо того, чтобы выбрать объем, предусмотренный контрактом, начало искать способы закупить аналогичные изделия у иных поставщиков. При этом для обеспечения возможности исполнения контракта предприниматель уже закупил весь необходимый объем одноразовых медицинских изделий.

Другой обратившийся предприниматель пожаловался на действия сотрудников одного из территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, которые разослали по муниципальным учреждениям письмо с просьбой предоставить информацию о получении услуг у заявителя. К сожалению, письмо было составлено таким образом, что при его прочтении могло сложиться впечатление, что у органов Роспотребнадзора есть информация о существенных нарушениях заявителем санитарных норм. В результате потенциальные клиенты предпринимателя начали массово отказываться от ранее поданных заявок на его услуги.

С другой стороны, некоторые обращения содержат сообщения о схожих ситуациях, которые вызваны наличием системных проблем в сфере предпринимательства в Удмуртской Республике. Среди таких проблем, содержащихся в обращениях, поступивших в адрес Уполномоченного за 2016 год, можно отметить следующие:

  • повышение налоговой нагрузки на предпринимателей вследствие включения объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости;
  • неисполнение муниципальными заказчиками обязательств по оплате поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в рамках ранее заключенных контрактов для муниципальных нужд;
  • отказ налоговых органов в Удмуртской Республике применять закон Удмуртской Республики о нулевой налоговой ставке для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения, с 1 января 2015 года до вступления в силу данного закона;
  • изъятие компьютерной техники и документации в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и проверок, повлекшее на продолжительный срок остановку деятельности предпринимателя;
  • бездействие судебных приставов по исполнению судебных решений в пользу предпринимателей;
  • внедрение требований к оснащению изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками;
  • существенные затраты и сложности по оснащению торговых точек контрольно-кассовыми аппаратами, соответствующими новым требованиям, в том числе по передаче информации в налоговые органы в онлайн-режиме.