25-26 мая состоялся форум «Сделано в Удмуртии». В рамках форума Александр Прасолов провел встречу представителей бизнес-сообщества с руководителями контрольно-надзорных органов

На прошлой неделе в Ижевске завершил свою работу первый форум «Сделано в Удмуртии». Это открытая площадка предпринимательского сообщества Удмуртской Республики, созданная по инициативе врио Главы Удмуртии Александра Бречалова. Форум организован в целях определения состояния и оказания положительного влияния на развитие предпринимательского сообщества в Удмуртской Республике. Участники форума обсудили существующие проблемы в становлении и развитии бизнес-процессов, искали возможные пути их решения. Форум предоставил возможность лучшим предпринимательским практикам Удмуртии выйти на новые региональные и международные рынки.

В работе форума «Сделано в Удмуртии» участвовали генеральный директор Российского экспортного центра Петр Фрадков, основатель компании Splat Евгений Дёмин, советник Президента Российской Федерации по вопросам информационно-коммуникационных технологий Герман Клименко, руководитель инвестиционного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова, председатель правления банка «Возрождение» Константин Басманов, член правления банка «ВТБ24» Надия Черкасова и другие активные представители бизнеса и власти. С подробной информацией о форуме можно ознакомиться на сайте http://madeinudmurtia.ru.

В рамках форума Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов провел 26 мая встречу представителей бизнес-сообщества с руководителями контрольно-надзорных органов. Спикерами на этой встрече выступили заместитель прокурора Удмуртской Республики Леонид Перескоков, руководитель регионального Управления Роспотребнадзора Наталья Матюшина, заместитель руководителя Управления ФНС России по Удмуртии Венера Кузнецова и начальник Главного управления МЧС России по республике Петр Фомин. В работу дискуссионной площадки включились более 60 представителей бизнеса.

Участники встречи обсудили несколько системных проблем в сфере взаимодействия бизнеса и контрольно-надзорных органов. Это, в частности, реализация риск-ориентированного подхода, при котором контролирующий орган выбирает объекты для плановых проверок на основании анализа рисков возникновения негативных событий. При этом учитывается как вероятность возникновения происшествия, так и его потенциальные масштабы.

Другая обсужденная тема – это расширение возможностей досудебного урегулирования споров между проверяющими органами и бизнесом. В этом, в частности, может помочь институт медиации, позволяющий при участии независимого и незаинтересованного посредника примирить стороны спора и выработать компромиссное решение, выгодное обеим сторонам.

Кроме того, на встрече обсуждалась проблема соблюдения конфиденциальности информации о проведенных проверках до принятия окончательного решения, в том числе в судебном порядке. К сожалению, в Удмуртии есть случаи, когда на общественное достояние выносится информация о выявленных по результатам проверки нарушениях, которые впоследствии признаются незаконными. Несмотря на то, что суд восстановил права предпринимателя, преждевременное распространение информации уже нанесло ущерб его репутации.

Не менее важным вопросом является обсужденная проблема использования органов государственного контроля и надзора в качестве инструментов конкурентной борьбы. Подобные ситуации создают сложности как предпринимателям, деятельность которых страдает от постоянных проверок, инициированных конкурентами, так и проверяющим органам. Последние вынуждены перераспределять свои ограниченные ресурсы на заказные проверки, от чего может пострадать плановая деятельность, то есть проведение контроля объектов с наибольшими рисками. Примером может служить ситуация, сложившаяся у Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, которое, как сообщали ранее бизнес-омбудсмену представители ведомства, вынуждено массово проверять по поступающим жалобам небольшие нестационарные торговые объекты. Но при этом, в сфере ведения ведомства есть объекты, риск возникновения негативных событий на которых значительно выше, например, места с массовым пребыванием людей, крупные предприятия пищевой промышленности и другие.

Еще одной актуальной темой, обсужденной в рамках встречи, стало отнесение компаний и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Задержки во внесении изменений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведут налоговые органы, влечет необоснованные плановые проверки, поскольку под действие «надзорных каникул» попадают только те предприятия, которые включены в реестр.

На встрече также были обсуждены вопросы провокаций отдельных сотрудников органов государственного контроля и надзора в отношении предпринимателей. Например, к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике поступали обращения о случаях провокаций со стороны некоторых сотрудников органов МВД, которые посредством подставных лиц провоцировали предпринимателей нарушать установленные законы и нормы.

Итоги встречи Александр Прасолов кратко подвел на пленарном заседании форума «Сделано в Удмуртии» с участием врио Главы Удмуртии Александра Бречалова. В частности, было решено на основании поступивших предложений от участников форума сформировать и направить обращения бизнес-омбудсмена соответствующим субъектам законодательной инициативы, обеспечить возможность проведения примирительных процедур, а также предложить органам государственного контроля и надзора не допускать распространения информации о предварительных результатах контрольно-надзорных мероприятий до вступления в силу актов государственных органов, а при их обжаловании в судебном порядке – до вступления в силу судебных решений. Кроме того, Уполномоченный направит предложения налоговым органам о сокращении сроков внесения изменений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и обратится к МВД и иным органам государственного контроля и надзора с просьбами провести разъяснительную работу среди сотрудников о недопустимости провоцирования правонарушений при проведении контрольно-надзорных мероприятий (в том числе проводимых в форме контрольной закупки).