Бизнес-омбудсмен в Удмуртии совместно с Управлением ФНС России по Удмуртии провели в Ижевске семинар по вопросам внедрения новой контрольно-кассовой техники

В связи с многочисленными обращениями, поступающими от предпринимательского сообщества, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике провели 20 июня семинар «Новые требования к контрольной-кассовой технике. Проблемы и их решение». На данном мероприятии, проведенном в большом зале заседаний Дома Правительства Удмуртской Республики, собралось более 170 представителей бизнеса из различных городов и районов Удмуртии. Перед предпринимателями выступили Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртии Александр Прасолов, заместитель руководителя Управления ФНС России по Удмуртии Марат Хабибуллин, главный государственный налоговый инспектор Управления ФНС России по Удмуртии Сергей Кочнев, начальник Управления лицензирования Минпромторга Удмуртии Любовь Иродова, заместитель генерального директора научно-производственного предприятия «Ижинфорпроект» Гульнара Марданова и менеджер департамента АТР компании «Первый Бит» в Ижевске Александр Прохоровский. Представители регионального отделения «Единой России» провели анкетирование участников семинара по вопросам внедрения новых кассовых аппаратов.

Бизнес-омбудсмен в Удмуртии Александр Прасолов во вступительном слове рассказал участникам семинара о том, что вопросы внедрения новых кассовых аппаратов находится на контроле у института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Как на федеральном, так и на региональном уровне созданы координационные штабы, призванные оперативно отслеживать ситуацию с внедрением кассовых аппаратов. Александр Прасолов сообщил, что неоднократно доводил на федеральном уровне информацию о возникающих проблемах с проведением реформы, в том числе на круглом столе Общественной платы Российской Федерации и при общении с руководителем Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным. Параллельно ведется профилактическая и разъяснительная работа, в рамках которой, в том числе, проводится данный семинар, который призван дать ответы на возникающие у бизнес-сообщества вопросы.

Заместитель руководителя Управления ФНС России по Удмуртии Марат Хабибуллин в своем вступительном слове напомнил об основных этапах внедрения новой контрольно-кассовой техники, которая должна оснащаться фискальными накопителями данных и передавать информацию о произведенных операциях в налоговые органы в онлайн режиме. Он обратил внимание присутствующих, что Федеральной налоговой службой принято решение не привлекать к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и организации, которые добросовестно предприняли меры для обеспечения новыми кассовыми аппаратами, но к 1 июля 2017 года по независящим от них причинам не смогли начать их применять. Чаще всего такая ситуация возникает вследствие довольно длительных сроков поставки кассовых аппаратов в связи с их нехваткой или отсутствием фискальных накопителей. Поэтому Марат Хабибуллин посоветовал всем участникам семинара, если они этого еще не сделали, заключить договоры на поставку новых кассовых аппаратов до 1 июля 2017 года. Также он отметил, что в настоящее время замена старых кассовых аппаратов на новые произведена уже более чем на 50%. При этом объем вводимых в эксплуатацию новых кассовых аппаратов постоянно растет.

В качестве основного докладчика на семинаре выступил главный налоговый инспектор Сергей Кочнев. Он подробно рассказал участникам о новых требованиях к кассовой технике, отличиях старого и нового порядков применения касс, сроках внедрения новых аппаратов и преимуществах их применения. До участников семинара также была доведена информация об основных механизмах, заложенных в новом порядке применения контрольно-кассовой техники, новых требованиях к кассовым чекам и особенностях применения кассовых аппаратов. В частности, не применяются кассовые аппараты при осуществлении отдельных видов деятельности и оказании отдельных услуг, указанных в законе, а также в отдаленных или труднодоступных местностях, перечень которых определен приказом Минпромторга Удмуртии от 26 декабря 2016 года №112. А при осуществлении торговли в местностях, удаленных от средств связи, перечень которых установлен приказом Минпромторга Удмуртии от 18 января 2017 года №3, контрольно-кассовая техника применяется без обязательной передачи информации в налоговые органы через сеть Интернет.

В ходе своего выступления Сергей Кочнев обратил внимание на упрощение процедуры регистрации новой контрольно-кассовой техники и возможность проверки покупателями выданных чеков через специальное приложение, разработанное для смартфонов. Кроме того, владельцам торговых точек необходимо обратить внимание на то, что с 1 июля 2017 года все ранее зарегистрированные кассовые аппараты, не соответствующие новым требованиям, будут автоматически сняты с учета. В завершение выступления налоговый инспектор разъяснил порядок действий по переходу на новые кассовые аппараты, напомнил информацию о фискальных накопителях, включенных в реестр ФНС России, а также перечень действующих операторов фискальных данных.

Презентацию к выступлению главного налогового инспектора Сергея Кочнева можно загрузить по этой ссылке (файл формата PDF, размер 1,9 Мб).

Как отметил налоговый инспектор в ходе своего выступления и ответов на поступившие вопросы, предпринимателям при переходе на новую кассовую технику необходимо помнить о том, что:

  • индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы, наименование товаров в чеке необходимо будет указывать с 1 января 2021 года. Исключением являются случаи продажи подакцизных товаров, таких как алкоголь или табачная продукция. Таким образом, согласно комментариям налогового инспектора, если к примеру, индивидуальный предприниматель продал клиенту хлеб, молоко и сигареты, то до 2021 года в чеке обязательно должно присутствовать только наименование сигарет;
  • в кассовых чеках наименование товаров и услуг должно быть указано настолько полным, чтобы впоследствии по чеку можно было определить характеристики и цену товара или услуги. Таким образом, применение обобщенных позиций, например, таких как «металлопрокат» или «отдельные работы», налоговыми органами не допускается;
  • в отдаленных или труднодоступных местностях, где применение кассовых аппаратов не является обязательным, клиенту необходимо тем не менее необходимо выдать документ, подтверждающий факт осуществления расчетов. Порядок выдачи таких документов определен постановлением Правительства России от 15 марта 2017 года № 296;
  • на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и иных территориях, отведенных для осуществления торговли, индивидуальные предпринимателями, как правило, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Исключение составляют случаи реализации непродовольственных товаров, включенных в перечень, определенный распоряжением Правительства России от 14 апреля 2017 г. N 698-р, в который, к примеру, включены ковры, мебель и компьютерная техника;
  • несмотря на то, что с 1 июля 2017 года все старые кассовые аппараты, не соответствующие новым требованиям, будут автоматически сняты учета, до получения и регистрации новых кассовых аппаратов (сроки поставки которых нередко задерживаются) их можно применять как устройства, выдающие документы, подтверждающие факты осуществления расчетов. После регистрации новой контрольно-кассовой техники заново печатать чеки на расчеты, проведенные с 1 июля до даты регистрации новых аппаратов, не требуется;
  • зарегистрировать новую контрольно-кассовую технику можно и при непосредственном посещении налогового органа. Но лучше всего один раз лично обратиться для оформления доступа к личному кабинету налогоплательщика и впоследствии самостоятельно без посещения налогового органа удаленно производить регистрацию и перерегистрацию кассовых аппаратов неограниченное количество раз. Кроме того, ФНС России планирует расширить функционал личного кабинета налогоплательщика сделав доступной аналитику информации, поступающей с онлайн-касс;
  • центры обработки данных не только передают информацию о проведенных операциях на онлайн кассах в налоговые органы, но и собирают данную информацию, а также готовы предоставить собственникам бизнеса инструменты для ее анализа;
  • новые кассовые аппараты при регистрации «привязываются» к определенному месту торговли, поэтому в случае изменения места использования аппарата, например, при перемещении из одной торговой точки на другую при поломке иного аппарата, необходимо осуществлять его перерегистрацию;
  • каждый кассовый аппарат и фискальный накопитель регистрируются на конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Законом не предусмотрена возможность совместного пользования одного кассового аппарата несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;
  • для местностей, удаленных от средств связи, перечень которых утвержден приказом Минпромторга Удмуртии, поставщиками контрольно-кассовой техники выпускаются специальные аппараты, не оснащенные оборудованием для передачи данных через сеть Интернет. Данные кассовые аппараты стоят дешевле полнофункциональных аналогов;
  • при безналичных расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Следующий выступающий – начальник Управления лицензирования Минпромторга Удмуртии Любовь Иродова рассказала участникам семинара о текущей ситуации с лицензированием розничной продажи алкогольной продукции. Так с 31 марта 2017 года введена новая лицензия лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. А с 1 июля текущего года требования по применению системы ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции начинают действовать в сельских населенных пунктах. В ходе выступления Любовь Иродова сообщила, что в настоящее время наличие контрольно-кассовой техники является обязательным условием для получения или продления лицензии на розничную продажу алкоголя. К сожалению, при отсутствии кассового аппарата, например, в случае если произошла задержка его поставки, Минпромторг Удмуртии выдать лицензию не сможет. Также участникам семинара напомнили о необходимости своевременного предоставления деклараций о продаже алкоголя.

В завершении семинара свою информацию до участников довели представители организаций, являющихся поставщиками контрольно-кассовой техники. Заместитель генерального директора научно-производственного предприятия «Ижинфорпроект» Гульнара Марданова напомнила, что новый порядок применения контрольно-кассовой техники – это не только новые кассовые аппараты, но и изменение принципов кассового учета, в том числе необходимость учета и автоматизации процесса расчетов. Также она обратила внимание на то, что не все кассовые аппараты требуют обязательного обслуживания в центрах технического обслуживания (ЦТО), а операторы фискальных данных (ОФД) часто связаны с производителями кассовых аппаратов. Поэтому выбирая марку контрольно-кассовой техники предприниматели фактически уже выбирают один из действующих ОФД. При этом предпринимателям необходимо помнить о необходимости своевременной оплаты услуг ОФД, поскольку если ОФД перестанет передавать данные в налоговые органы, то через месяц кассовый аппарат будет снят с регистрации. Кроме того, предпринимателям необходимо помнить о том, что ресурс фискальных накопителей органичен. Они позволяют записывать около 400 тыс. операций. Поэтому при большом количестве расчетов, например, в онлайн-магазинах, фактический срок службы фискального накопителя может быть меньше, нежели стандартные 13 месяцев.

Презентацию к выступлению заместителя генерального директора научно-производственного предприятия «Ижинфорпроект» Гульнары Мардановой можно загрузить по этой ссылке (файл формата PDF, размер 342 Кб).

Менеджер департамента АТР компании «Первый Бит» в Ижевске Александр Прохоровский рассказал участникам семинара о том, что исполнить новые требований к контрольно-кассовой технике можно различными способами: как модернизировать существующие аппараты (при наличии возможности), так и приобрести новые. При этом, несмотря на то, что модернизация кассовой техники стоит дешевле, она не всегда целесообразна (например, если срок службы старого аппарат закончится в ближайшее время). Также пользователям систем учета 1С желательно будет обновить их до новых версий, поскольку доработка старых версий технически возможна, но довольно сложна и требует достаточно много времени. Кроме того, Александр Прохоровский попросил предпринимателей внимательнее подходить к вопросу регистрации фискальных накопителей, так как допущенные при регистрации ошибки могут привести к блокировке фискального накопителя и необходимости приобретения нового.

Презентацию к выступлению менеджера департамента АТР компании «Первый Бит» в Ижевске Александра Прохоровского можно загрузить по этой ссылке (файл формата PDF, размер 2,1 Мб).