Выступление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике на заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при Главе Удмуртской Республики 17 июля 2017 года

Уважаемый Александр Владимирович, участники Общественного совета!

Думаю, что для многих очевидно, что механизмы осуществления государственного и муниципального контроля и надзора требуют модернизации.

Реформа контрольно-надзорной деятельности – одно из стратегических направлений развития до 2025 года. Об этом 5 июля напомнил Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе селекторного совещания.

Реформа предполагает внедрение риск-ориентированного подхода к проведению проверок, изменение критериев оценки эффективности контрольно-надзорных органов, актуализацию действующих норм. Смысл реформы – это изменение «философии контроля». Необходимо не искать нарушения и наказывать любой ценой, а выстраивать партнёрские отношения с бизнесом.

К сожалению, мы часто сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам.

На этот год запланированы более 3 800 проверок. И это только плановые проверки, попадающие под действие 294-ого Федерального закона. В 1-ом полугодии текущего года органами прокуратуры были выявлены более 900 нарушений прав предпринимателей. В прошлом году каждая пятая жалоба, поступившая в мой адрес, была посвящена проверкам.

Любые проверки отвлекают у компаний ресурсы от основной деятельности. Исследование «Института проблем правоприменения при Европейском университете» показало устойчивую взаимосвязь между проведением проверки и уменьшением прибыльности бизнеса. Так в результате проверки доходность компании средних размеров снижается на 6%. Малый бизнес теряет 13%. И только крупный бизнес может поглотить негативные эффекты от проверок.

Поэтому в рамках сегодняшнего заседания хочу представить основные предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

Во-первых, главный акцент работы проверяющих должен сместится в сторону профилактики.

Предлагаю во всех случаях, когда это прямо не запрещено, применять меру административной ответственности в виде предупреждения за впервые выявленные нарушения. Такая возможность предусмотрена законом. Здесь есть исключения, но, думаю, их доля в общем объеме проводимых проверок невелика.

Практика освобождения бизнеса от административной ответственности по малозначительности должна применяться контрольно-надзорными органами значительно чаще.

Для устранения выявленных нарушений следует устанавливать разумные сроки.

Во-вторых, необходимо исключать практику расширения предмета проверки. Приведу один показательный пример. Ко мне в ходе форума «Сделано в Удмуртии» обратился предприниматель, у которого возник конфликт с одним из клиентов. Спор касался вопроса возврата техники, качество которой, по мнению покупателя, не соответствовало заявленным производителем характеристикам. Недовольный покупатель обратился в Роспотребнадзор. В ходе проверки нарушений прав потребителя не выявили. Но при посещении магазина инспектор обнаружил, что отсутствует знак о запрете курения, за что выписал предпринимателю штраф.

Считаю, что подобные подходы не способствуют установлению «партнерских» отношений с бизнесом.

В отношении недостатков, выходящих за пределы предмета проверки, проверяющему следует ограничиваться разъяснениями и рекомендациями по их устранению.

Кроме того, недопустимо подменять проверку административным расследованием.

В-третьих, необходимо бороться с заказными проверками. Не секрет, что сегодня конкурирующие компании, рассорившиеся учредители или «профессиональные жалобщики» используют контрольно-надзорные органы для разрешения возникших конфликтов. От этого страдают и бизнес, и проверяющие.

Поэтому, считаю, что целью проверок, содержащих признаки «заказных», должна стать помощь проверяемому. Инспектору необходимо максимально сосредоточится на профилактике нарушений и разъяснительной работе. В идеале такая проверка должна закончится благодарностью проверяемого в адрес контролирующего органа.

Еще одно важное направление – это налаживание взаимодействия между бизнесом и контрольно-надзорными органами. Ключевым инструментом в рамках реформы должны стать публичные обсуждения правоприменительной практики. На сегодняшний день проводимые мероприятия требуют доработки. Считаю, что необходимо повышать их открытость и доступность. В том числе посредством проведения онлайн-трансляций, широкого освещения в СМИ, заблаговременно размещая текстов планируемых докладов, получая качественную обратную связь.

Кроме того, учитывая, что публичные обсуждения будут проводится регулярно, считаю необходимым ввести практику «тематических» мероприятий.

В завершение хочу отметить, что бизнес в Удмуртии неоднократно указывал на избыточное давление контролирующих структур как на одну из наиболее актуальных проблем. Поэтому важность проведения реформы контрольно-надзорной деятельности сложно переоценить. Надеюсь, что её реализация поможет улучшить предпринимательский и инвестиционный климат в Удмуртской Республике и даст положительный социально-экономический эффект.

Спасибо за внимание.