Управление ФНС России по Удмуртии при содействии бизнес-омбудсмена в Удмуртии провело публичные обсуждения правоприменительной практики

22 ноября Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике при содействии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике проведены публичные обсуждения правоприменительной практики в сфере валютного контроля и перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники. В публичных обсуждениях приняли участие заместитель начальника Управления ФНС России по Удмуртии Марат Хабибуллин, руководитель Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Павел Лузянин, сотрудники налоговых органов, иных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и представители коммерческих компаний. Всего в мероприятии приняли участие более 60 человек.

Начальник отдела Управления ФНС России по Удмуртии Алёна Пузанова рассказала о контроле и надзоре за соблюдением валютного законодательства России в рамках полномочий налоговых органов. Так налоговые органы осуществляют валютный контроль за проведением всех валютных операций, за исключением валютных операций, связанных с перемещением товаров через границу России и ЕАЭС, а также за порядком открытия и использования резидентами своих счетов в зарубежных банках.

Алёна Пузанова ознакомила участников публичных обсуждений с полномочиями налоговых органов в сфере валютного контроля, установленной ответственностью за нарушения валютного законодательства, существующей системой обмена информацией между налоговыми органами и иными органами и организациями в целях осуществления валютного контроля, а также с результатами работы налоговых органов Удмуртии в данной области. Так, в частности за 9 месяцев 2017 года существенно снизилось число проведённых проверок по отношению к аналогичному периоду 2016 года (105 против 742). В то же время составленных протоколов о выявленных нарушениях выросло с 112 до 122.

Основными нарушениями (около 59% от общего числа выявленных нарушений за 9 месяцев 2017 года) в сфере валютного законодательства в Удмуртии являются нарушения порядка и сроков предоставления отчётов о движении средств по зарубежным счетам. Еще примерно четверть нарушений приходится на случаи нарушения сроков уведомления об открытии, закрытии или изменении реквизитов счетов в зарубежных банках.

Презентацию к выступлению Алёны Пузановой можно загрузить по данной ссылке (файл формата PDF, размер 1,6 Мб).

После выступления Алёны Пузановой участники публичных обсуждений смогли задать свои вопросы по теме контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства России. В первую очередь, их интересовали вопросы предоставления отчётности физических лиц, имеющих счета в зарубежных банках. Как пояснил заместитель начальника Управления ФНС России по Удмуртии Марат Хабибуллин, в Удмуртской Республике перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на экспорт и имеющих счета в иностранных банках относительно стабилен. Благодаря накопленному опыту такие организации достаточно хорошо знакомы с нормами валютного законодательства России и значительно реже допускают нарушения в этой сфере.

Главный государственный инспектор Управления ФНС России по Удмуртии Сергей Кочнев доложил участникам публичных обсуждений о практике перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники. О рассказал о целях реформы, схеме взаимодействия при новом порядке применения контрольно-кассовой техники, сроках перехода к новым аппаратам, а также об особенностях применения касс в отдельных населённых пунктах и при реализации некоторых товаров и услуг. К примеру, в местностях, признанных удаленными от сетей связи, возможно применение кассовых аппаратов без передачи данных в налоговые органы в онлайн-режиме. А при оказании услуг по ремонту обуви или питанию учащихся столовых образовательных учреждений контрольно-кассовую технику можно не применять.

Как сообщил Сергей Кочнев, в Удмуртской Республике введены в эксплуатацию более 14,5 тысяч единиц контрольно-кассовой техники нового образца. При этом около 95% из них зарегистрированы через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Учитывая то, что переход на новые кассовые аппараты сопровождался определенными сложностями (в частности, существенным дефицитом фискальных накопителей, необходимых для работы кассового аппарата), в текущем году налоговые органы переориентировали свою детальность в этой сфере с контрольно-надзорной на разъяснительную и профилактическую. Но несмотря на это бизнесу необходимо помнить, что после завершения переходного периода за нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники предусмотрены существенные штрафные санкции. К примеру, за неприменение кассового аппарата при расчёте с клиентом административный штраф для индивидуальных предпринимателей составит от 25% до 50% от сумы расчёта, но не менее 10 тыс. рублей. Для юридических лиц сумма штрафа еще больше – от 50% до 100% от суммы расчёта, на не менее 10 тыс. рублей.

Презентацию к выступлению Сергея Кочнева можно загрузить по данной ссылке (файл формата PDF, размер 2,6 Мб).

После выступления Сергея Кочнева участники публичных обсуждений задали волнующи их вопросы. Как и ранее, бизнес волнуют дополнительные затраты, которые взывает необходимость замены контрольно-кассовой техники и рост расходов на обеспечение работы кассовых аппаратов. Это не только регулярная замена фискальных накопителей и плата оператору фискальных данных, но и расходы на настройку (теперь в кассовом чеке должны отражаться наименования товаров, работ, услуг, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок и др. информация), обслуживание и обучение работы с новыми аппаратами. Как сообщил Сергей Кочнев, в целях частичной компенсации затрат на приобретение кассовых аппаратов Государственной Думой в третьем чтении принят законопроект, предусматривающий уменьшение налоговых платежей для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или ЕНВД. Максимальная сумма составит 18 тыс. рублей.

Еще один вопрос, который волнует в первую очередь малый бизнес, — это сервисное обслуживание и ремонт контрольно-кассовой техники. Если кассовый аппарат сломался, то на всё время его ремонта проводить расчёты с клиентами будет невозможно. То есть, если, к примеру, ремонт кассы займет две недели, то весь этот срок торговая точка будет фактически простаивать. Ситуация усугубляется тем, что кассовые аппараты и фискальные накопители при регистрации привязываются к определённому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В связи с этим, например, взять в аренду иной кассовый аппарат на время ремонта основного не получится. А содержать резервную кассу для малого бизнеса довольно накладно.

Учитывая, что регулирование вопросов применения контрольно-кассовой техники осуществляется на федеральном уровне, а налоговые органы в Удмуртской Республике лишь реализуют решения, закрепленные в федеральных законах и принятых в соответствии с ними федеральных нормативных правовых актах, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике учтёт прозвучавшие на публичных обсуждениях проблемы при формировании своих предложений по улучшению условий ведения бизнеса в Удмуртской Республике.