По инициативе Александра Прасолова депутаты Городской думы Ижевска обсудили вопросы налогообложения торговых точек, продающих алкогольную продукцию

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александру Прасолову в декабре 2016 года поступило обращение индивидуального предпринимателя, в котором он сообщил о существенном ухудшении условий ведения предпринимательской деятельности для малого бизнеса в сфере розничной торговле алкоголем в городе Ижевске за последние годы. По словам заявителя, ухудшение условий ведения его бизнеса произошло вследствие совокупного воздействия комплекса различных проблем. Среди основных он обозначил:

  • дополнительные затраты и сложности, связанные с внедрением ЕГАИС;
  • несправедливые условия получения лицензии на розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, когда размер госпошлины не зависит от количества торговых точек;
  • требования к обязательному внедрению безналичного расчета и связанная с ним высокая комиссия за эквайринг;
  • а также существенный рост налога при применении ЕНВД в случае добавления алкоголя в ассортимент торговой точки, продающей продукты питания.

Последняя указанная проблема связана с тем, что что решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 338 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории города Ижевска» установлены неравные условия для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами и применяющих ЕНВД. Так в приложении 1 к решению установлены значения коэффициента А1 для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли). В случае торговли продовольственными товарами коэффициент равен 0,5, а при реализации спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и пива – 1,0. Таким образом, если торговая точка включает в свой ассортимент алкогольную или спиртосодержащую продукцию, то размер налога увеличивается вдвое.

Аналогичные нормы установлены для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров (коэффициенты 0,6 и 1,0 соответственно).

По мнению заявителя, в условиях конкуренции с крупными торговыми сетями у субъектов малого предпринимательства в сфере розничной торговли отсутствуют легальные возможности извлечения достаточной прибыли от реализации спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и пива. Наценка на реализуемую продукцию не превышает 20%, при этом доля доходов от ее продажи может составлять около 10 % от общего дохода торговой точки.

Системные проблемы, обозначенные заявителем, были рассмотрены на заседании Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике, прошедшем 21 декабря 2016 года. Так как большинство вопросов требует принятия мер на федеральном уровне, то по итогам обсуждения было принято решение о том, что Уполномоченный направит наиболее актуальные из них федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову в рамках работы по подготовке ежегодного доклада Президенту России.

В ходе обсуждения вопроса о росте налога на ЕНВД при добавлении в ассортимент торговой точки алкоголя члены Общественного совета частично согласились с доводами заявителя, отметив, что реализация спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и пива, по их мнению, все же дает прирост доходов. Учитывая это для торговых точек, реализующих продовольственные товары, в том числе алкогольную и спиртосодержащую продукцию, предложено установить коэффициент А1 равный 0,75.

По итогам заседания Общественного совета Александр Прасолов направил обращение председателю Городской Думы города Ижевска с просьбой рассмотреть возможность выхода с инициативой о внесении изменений в решение Городской думы от 27 ноября 2007 года № 338 в части установления при реализации спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и пива совместно с иными продовольственными товарами коэффициента А1 равного 0,75. Это предложение было рассмотрено 19 января 2017 года на совещании с участием бизнес-омбудсмена в Удмуртии Александра Прасолова, председателя Городской думы города Ижевска Олега Гарина, председателя постоянной комиссии по бюджету и финансам Константина Котова, председателя постоянной комиссии по социальной политике Фании Федоровой, председателя постоянной комиссии по местному самоуправлению, информационной политике и связям с общественностью Альфреда Зиннатуллина, заместителя председателя постоянной комиссии по экономической политике, промышленности и предпринимательству Дмитрия Никонова и заместитель Главы Администрации города Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию города Сергея Стрелкова.

В ходе совещания было выяснено, что обсуждаемые коэффициенты были установлены в 2002 году и массовых жалоб на их несправедливость, по словам присутствовавших на совещании депутатов, не поступало. При этом, по оценкам представителей Администрации города Ижевска, в городской бюджет от предпринимателей, применяющих ЕНВД, ежегодно поступает около 380 млн. рублей. Существенная часть их них – это налоги на торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией. В связи со сложной ситуацией с доходной частью бюджета городского округа и необходимостью исполнения социальных обязательств, сокращение налоговой нагрузки на бизнес, торгующий алкогольной продукцией, в настоящее время видится депутатам преждевременным. Кроме того, по оценкам самого заявителя, торговля алкоголем не является основным источником его дохода. Торговать алкоголем его никто не заставляет, и в любой момент он может перейти исключительно на торговлю продуктами питания, снизив свое налоговое бремя.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике обратил внимание участников встречи на то, что по словам заявителя, финансово-экономическое положение его компании существенно ухудшилось. В 2013 году он вынужден был закрыть первый магазин, в текущем году – закрывает второй. При этом сокращая официальный оборот алкоголя органы власти тем самым стимулируют «теневой» бизнес и, как следствие, повышают риск отравлений при употреблении нелицензированного алкоголя.

Депутаты Городской думы обратили внимание, что ухудшение условий ведения бизнеса в городе во многом связано с нововведениями федерального уровня. Это, в том числе, требования по внедрению ЕГАИС, новых онлайн-касс, переход к взиманию налога на имущество от кадастровой стоимости и другие. На этом фоне говорить о том, что городские власти, не снижая налоговую нагрузку на предпринимателей, ухудшают условия ведения бизнеса некорректно. В результате получается ситуация, когда за увеличение расходов бизнеса, вызванное решениями, принятыми на федеральном уровне, фактически предлагается расплачиваться выпадающими доходами муниципалитета.

По итогам совещания, несмотря на неготовность Городской думы Ижевска снижать налоги на предпринимателей, осуществляющих торговлю алкоголем, депутаты признали, что условия ведения предпринимательской деятельности в некоторых сферах могут быть таковы, что малые предприятия находятся на грани рентабельности. Поэтому решено продолжить обсуждение проблемы, а для более детального рассмотрения вопроса запросить дополнительную информацию у заявителя.