Суд вынес решение о необоснованности привлечения к ответственности за непредставление ежемесячных «нулевых» отчетов о вакансиях в службу занятости

В ходе приема граждан в приемной Президента Российской Федерации в Удмуртской Республике 22 декабря 2015 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Александру Прасолову обратился руководитель ООО «Салюс». По мнению предпринимателя, его необоснованно привлекли к административной ответственности за непредоставление в службу занятости информации об отсутствии вакантных должностей.

ООО «Салюс» является субъектом малого предпринимательства. По словам заявителя, в течение последних лет штат предприятия был полностью укомплектован, свободные вакансии отсутствовали. В то же время Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики признало, что предприятие совершило правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием послужило то, что организация не предоставила в министерство сведения об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей за октябрь 2015 года.

Согласно пункта 3 статьи 25 закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. То есть закон обязывает информировать органы службы занятости, функции которых в Удмуртской Республике в настоящее время выполняет Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики, исключительно о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

В то же время, в развитие норм закона Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 13 октября 2014 года № 385. Данным постановлением утверждено Положение о представлении работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Удмуртской Республики. Пункт 6 Положения предусматривает, что информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей представляется даже в случае фактического их отсутствия на отчетную дату. Ссылаясь на данную норму министерство приняло решение о совершении предпринимателем правонарушения.

Не согласившись с мнением Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил заявителю оспорить решение министерства в судебном порядке. При этом Уполномоченный согласился оказать содействие заявителю в ходе судебного разбирательства.

Мировой судья судебного участка № 6 Индустриального района города Ижевска, рассмотрев материалы дела, доводы заявителя и аргументированное мнение Уполномоченного, пришел к выводу, что Положение, принятое Правительством Удмуртской Республики, не является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом. При этом законом «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность предоставлять органам службы занятости только сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Учитывая, что доказательства наличия в организации свободных рабочих мест не были представлены, судья принял решение об отсутствии в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения. В связи с этим производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Следует отметить, что ранее к Уполномоченному уже поступали устные жалобы предпринимателей, считающих требования о предоставлении «нулевых» отчетов в службу занятости неправомерными. Вследствие этого, учитывая решение мирового судьи судебного участка № 6 Индустриального района города Ижевска, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике проводится работа, направленная на внесение изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2014 года № 385.