Бизнес-омбудсмен в Удмуртии выступил с докладом на координационном совещании при Главном федеральном инспекторе

28 января 2016 года прошло координационное совещание при Главном федеральном инспекторе по Удмуртской Республике. В мероприятии приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Андрей Кузнецов, министр здравоохранения Удмуртской Республики Алексей Чуршин, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртии.

Александр Прасолов выступил на совещании по вопросу координации деятельности территориальных органов в сфере создания условий для развития малого и среднего бизнеса, снижению административной нагрузки на бизнес и повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности. Текст выступления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике приведен далее.

«Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ТОФОИВ) оказывают существенное влияние на условия ведения бизнеса в Удмуртской Республике. Они осуществляют бóльшую часть проверок в рамках исполнения полномочий по государственному контролю и надзору, а также предоставляют множество государственных услуг, востребованных бизнесом.

Отдельно следует выделить деятельность следственных органов. Как отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, статистика показывает, что возбуждение уголовных дел по экономическим статьям нередко используется в качестве инструмента разрушения бизнеса.

Поэтому считаю, что тремя основными направлениями деятельности ТОФОИВ в сфере создания условий для развития малого и среднего бизнеса в Удмуртской Республике должны стать:

  • во-первых, изменение подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности;
  • во-вторых, повышение качества государственных услуг;
  • и, в-третьих, исключение случаев административного давления на бизнес посредством уголовного преследования.

Скажу несколько слов о каждом направлении. Начну с того, что необходимо кардинально менять подходы к осуществлению надзорной деятельности.

Многие предприниматели в Удмуртии жалуются мне на избыточное административное давление надзорных органов. Особенно часто говорят о давлении со стороны Управления ФНС по Удмуртии. Часто отмечают Управление Роспотребнадзора и МВД.

Множество различных проверок не только отрывают силы и средства бизнеса от основной деятельности, но и влекут дополнительные затраты на выплату штрафов. В то же время эти же деньги могли бы пойти на устранение выявленных нарушений.

Основной целью государственного надзора вижу снижение количества допускаемых нарушений. Но на сегодняшний день регулярно слышу жалобы предпринимателей, что инспектора приходят не для того, чтобы помочь устранить нарушения и не допустить их повторения, а для того, чтобы найти повод наказать предпринимателя. Пока мы не изменим сложившуюся практику, условия для развития малого и среднего предпринимательства не улучшатся.

Для снижения административного давления в области контрольно-надзорной деятельности предлагаю:

  • пересмотреть критерии оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе исключить «репрессивные» показатели: количество назначенных наказаний, суммы административных штрафов;
  • сконцентрироваться на профилактической части работы: разъяснительная деятельность, консультации предпринимателей, максимальное расширение случаев применения предупреждения за впервые выявленные нарушения.

Немало предпринимателей выражали благодарность за публичные мероприятия, на которых представители надзорных ведомств выступают в качестве консультантов, дают советы и разъяснения по применению законодательства. Лучше всего у нас налажено взаимодействие по этому направлению с Прокуратурой Удмуртской Республики. Также в прошедшем году в консультировании участвовали представители Управления Роспотребнадзора, Гострудинспекции и Главного управления МЧС.

Второе направление в сфере создания условий для развития малого и среднего бизнеса – повышение качества и доступности государственных услуг. Они должны быть прозрачны и понятны для бизнеса. Полная и подробная информация о госуслугах должна быть доступна в Интернете, на информационных стендах. На все услуги должны быть разработаны административные регламенты, четко регулирующие порядок их оказания. Действия сотрудников ТОФИВ должны полностью соответствовать регламенту, а сроки оказания госуслуг должны быть минимальными.

У предпринимателей вызывает беспокойство процесс сокращения филиальной сети ТОФОИВ, оказывающих госуслуги. Особенно в удаленных от Ижевска населенных пунктах. Их функции должны взять на себя МФЦ. Но чтобы система эффективно заработала необходимо тесное сотрудничество ТОФОИВ с Минэкономики Удмуртии и МФЦ. Предприниматели не должны ощущать снижения качества госуслуг.»