Арбитражный суд Удмуртской Республики защитил право парка аттракционов на ценообразование и применение программ лояльности

23 августа 2016 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике обратилось АО «Летний сад им М. Горького», предоставляющее развлекательные услуги в одном из старейших садов города Ижевска, расположенном вблизи набережной Ижевского пруда. На сегодняшний день в Летнем саду размещены более 25 аттракционов для посетителей различных возрастов, регулярно проводятся развлекательные мероприятия.

В своем обращении компания сообщила, что 23 мая инспектором Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике у нее была проведена внеплановая проверка по вопросу навязывания потребителям пластиковых карт клиента для оплаты посещений аттракционов парка. Карта клиента дает возможность приобрести билеты на аттракционы по стоимости от 75 до 150 рублей за 1 посещение. Стоимость посещения любого аттракциона по разовому бумажному билету, приобретаемому в кассе, составляет 250 рублей.

Сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике сделаны выводы о том, что поскольку стоимость бумажного билета значительно превышает стоимость услуг, предоставляемых по карте клиента, то покупка билета не является альтернативой оплаты аттракционов посредством оплаты картой. На основании этих выводов на компанию был наложен административный штраф по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Не согласившись с выводами надзорного органа АО «Летний сад им М. Горького» направило иск в Арбитражный суд Удмуртской Республики о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности и предписания Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике. Также компания обратилась с заявлением о содействии в восстановлении своих нарушенных прав к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике.

Изучив материалы обращения и проведя консультации с представителями компании и Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, Уполномоченный согласился с доводами заявителя о том, что надзорный орган мог нарушить его права и принял решение в целях оказания поддержки заявителю вступить в судебный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. При содействии Аппарата Уполномоченного заявителем были подготовлены дополнительные разъяснения к ранее направленному иску в суд.

В качестве доводов в пользу предпринимателя на судебном процессе было озвучено, что автоматизированная система прохода на аттракционы посредством пластиковых карт клиента была введена в апреле 2016 года целях создания более безопасных и удобных условий посещения аттракционов. Проход на аттракционы осуществляется через турникеты с помощью пластиковых карт. Турникет совместно с ограждением аттракциона предотвращают несанкционированный проход на территорию аттракциона, в том числе во время работы аттракциона. При этом приобретение карты клиента не является обязательным условием для получения услуги по катанию на аттракционе. Доступ на аттракцион можно получить и по разовому бумажному билету. Различия в стоимости посещения по электронному и бумажному билетам связано с тем, что для прохода на аттракцион без карты клиента необходимы вызов технического специалиста и временное отключение турникета от общей работы автоматизированной системы допуска. Компания несет затраты на содержание дополнительного персонала (билетеров) и изготовление билетов.

На судебном заседании было отмечено, что компания не осуществляет регулируемые виды деятельности, не является монополистом, действует в конкурентной среде и праве самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ходе судебного процесса позицию заявителя поддержал, указав, что проверка ценообразования не входит в компетенцию Роспотребнадзора, потребители имеют право выбора оплаты услуг либо по карте с предоставлением скидок, либо путем приобретения билетов в кассе, что не является навязыванием дополнительного товара, поскольку у потребителей имеется альтернатива.

Арбитражный суд Удмуртской Республики, оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, согласился с выводами заявителя и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике и признал незаконными постановление и предписание Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.

Фотография с сайта АО «Летний сад им. М. Горького» http://www.izh-ls.ru