Бизнес-омбудсмен в Удмуртии принял участие в публичных обсуждениях правоприменительной практики органов МЧС

15 августа в актовом зале Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики органов МЧС. В них приняли участие начальник Главного управления Пётр Фомин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов, и.о. министра экономики Удмуртской Республики Михаил Зайцев, сотрудники органов прокуратуры и МЧС и более 120 представителей организаций и индивидуальных предпринимателей.

Александр Прасолов в своём выступлении рассказал о деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей, в том числе об участии в судебных процессах на стороне предпринимателей, участии в проверках, проводимых контрольно-надзорными органами, предложениях по изменению законодательства, сформированных по итогам взаимодействия с бизнес-сообществом. Также он сообщил о переходе в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности к применению риск-ориентированного подхода к проведению проверок. Это позволит как снизить количество проверок, так и повысить их эффективность, сконцентрировать усилия проверяющих на объектах, представляющих наибольшую опасность.

Напомним, что под риском в данном случае подразумевается вероятность причинения в результате деятельности проверяемого лица вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства. Кроме того, понятие риска учитывает тяжесть такого вреда. Поэтому в рамках реализации риск-ориентированного подхода контрольно-надзорные органы, в том числе МЧС России, во-первых, формируют систему определения класса опасности того или иного объекта. А, во-вторых, применяют дифференцированный подход к объектам контроля в зависимости от места в шкале классификации по уровню риска.

Уполномоченный особо отметил, что органы МЧС первыми начали внедрять риск-ориентированный подход в своей деятельности, что принесло положительные результаты. В ходе общения с представителями предпринимательского сообщества Александр Прасолов нередко слышит положительные оценки произошедших изменений в деятельности сотрудников ведомства, что в настоящее время выгодно отличает МЧС от иных контрольно-надзорных органов.

Мнение бизнес-омбудсмена подтверждают и проводимые в России исследования. К примеру, в аналитическом докладе «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации» за 2016 год также отмечены органов успехи МЧС России. Данный доклад, подготовленный Институтом государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей, отражает мнение экспертных кругов и предпринимательского сообщества. В частности, там сказано, что МЧС России является единственным органом, имеющий существенные достижения одновременно по пяти направлениям реформы контрольно-надзорной деятельности. Под этими пятью направлениями подразумеваются:

  • применение риск-ориентированного подхода;
  • регламентация мероприятий по контролю;
  • целеполагание (оценка конечного результата) контрольно-надзорной деятельности;
  • гибкое нормирование, применение добровольных и альтернативных систем негосударственной оценки соответствия;
  • профилактические мероприятия и консультирование бизнеса.

В ходе публичных обсуждений сотрудники Главного управления МЧС по Удмуртской Республике представили обзор правоприменительной практики в сфере пожарного надзора, гражданской обороны и надзора за маломерными судами и базами для их стоянок. Также они довели информацию об изменениях в административной ответственности за правонарушения, разъяснили новые требования нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности и подробнее рассказали о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении различных видов государственного надзора в области обеспечения гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций.