Бизнес-омбудсмен в Удмуртии помог коммерческой компании отменить решение налоговой инспекции о начислении налога на прибыль организации в сумме 14, 6 млн. рублей

В декабре 2021 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александру Прасолову обратилась коммерческая компания из города Сарапула, с просьбой принять участие в судебном процессе с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике.

Спор с налоговым органом возник после выездной налоговой проверки, проведённой в 2019 году, по итогам которой сотрудники Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике пришли к выводу о том, что организацией неверно были исчислены и несвоевременно уплачены налоги и сборы за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 года.

Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 14 841 315 руб., пени — в сумме 5 699 435,05 руб., а также уменьшить сумму страховых взносов, исчисленную в завышенном размере, за 2017 год в размере 2 569 196 руб.,с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения,предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 254 808 руб.

Основанием для принятия данного ненормативного акта послужили выводы инспекции о неправомерном включении обществом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат по взаимоотношениям с физическим лицом в размере 99 882 844 руб. (в том числе в качестве индивидуального предпринимателя) по оказанию услуг по выполнению функций управляющего за период с 2015 по 1-ое полугодие 2017 года включительно и заработной платы за 2-ое полугодие 2017 года, в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 54.1 НК РФ. При этом налоговый орган исходил из формального возложения на данное лицо обязанности единоличного исполнительного органа по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, а также по трудовому договору, заключении указанных договоров и определении размера вознаграждения управляющему и генеральному директору в целях создания и использования схемы минимизации налога на прибыль в результате завышения расходов.

Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике, заявитель подал апелляцию в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, который в пересмотре решения налоговой инспекции отказал. После чего заявитель обратился за защитой своих прав в судебные органы, а в последствии к бизнес-омбудсмену в Удмуртии.

Изучив материалы проверки и сведения, предоставленные заявителем, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике согласился с тем, что в действиях налоговых органов усматривается нарушение прав и законных интересов заявителя, после чего принял решение о вступлении в судебный процесс по спору между заявителем и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Бизнес-омбудсмен направил в суд мотивированный отзыв по делу.

Арбитражный суд Удмуртской Республики, рассмотрев дело, согласился с доводами налоговых органов и отказал в удовлетворении требований заявителя. Поэтому его решение при поддержке бизнес-омбудсмена в Удмуртии было обжаловано в суде апелляционной инстанции.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, отменил решение суда первой инстанции в полном объеме.

Не согласившись с определением суда апелляционной инстанции налоговый орган обратился в вышестоящий суд с кассационной жалобой, однако, жалобы была оставлена без удовлетворения, определение Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда без изменения.