Выступление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике на IV сессии Госсовета Удмуртии с докладом о результатах своей деятельности в 2017 году

Добрый день!

Уважаемые Алексей Михайлович, члены Президиума, депутаты и приглашённые.

Сегодня кратко расскажу о своей деятельности за 2017 год.

Основными задачами Уполномоченного являются защита и восстановление нарушенных прав предпринимателей, контроль за их соблюдением органами власти, выявление системных проблем бизнеса и участие в формировании и реализации государственной политики в сфере предпринимательства.

В 2017 году к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике поступило 156 письменных обращений от предпринимателей по различным проблемам. Это больше, чем в 2016 году.

На сегодняшний день можно говорить о достаточной узнаваемости института и расширении спектра вопросов, за содействием в решении которых предприниматели обращаются к Уполномоченному. Чаще всего бизнес в Удмуртии обращается по вопросам налогообложения, земельно-имущественных отношений и проведения контрольных мероприятий.

Каждая четвёртая жалоба в 2017 году была признана обоснованной, а права предпринимателей по итогам рассмотрения были восстановлены, в том числе в судебном порядке. В остальных случаях предприниматели получили юридические консультации, информацию о способах защиты своих прав, а также помощь в оформлении документов.

Большую роль в защите прав предпринимателей продолжает играть участие Уполномоченного в судах на стороне предпринимателей. Так, в течение года Уполномоченный и его представители приняли участие в 15 судебных процессах и 42 судебных заседаниях. В подавляющем большинстве судебных процессов права предпринимателей были восстановлены.

Оперативно решать возникающие вопросы позволяет взаимодействие Уполномоченного с органами власти в рамках заключённых соглашений. Особо хочу отметить эффективную работу с органами прокуратуры. Усилилась совместная работа с налоговыми органами.

Налажено активное взаимодействие с антимонопольной службой, Министерством внутренних дел, Управлением Роспотребнадзора, Государственной инспекцией труда, службой судебных приставов, Минэкономики и Минпромторгом Удмуртии.

По многим актуальным вопросам поддерживается постоянная связь с Правительством Удмуртской Республики.

Проводится работа по системным проблемам предпринимателей в Удмуртии.

Так, например, в 2017 году совместно с Правительством и Минэкономики Удмуртии у десятков начинающих индивидуальных предпринимателей, занимающихся разработкой программного обеспечения, восстановлено право на применение нулевой налоговой ставки.

Посредством процедуры оценки регулирующего воздействия и последующего обсуждения проблемы на заседании Общественного совета при Минпромторге Удмуртии отклонён законопроект об ужесточении условий торговли алкогольной продукцией, который мог повлечь закрытие многих легальных, уплачивающих налоги магазинов.

Многие актуальные проблемы в течение отчётного периода прорабатывались на заседаниях Общественного совета при Уполномоченном с участием представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. Это, например, резкое повышение ставок арендной платы за государственные и муниципальные земли или возможность существенного расширения перечня недвижимого имущества, облагаемого налогом от кадастровой стоимости.

Ежегодно собираю информацию о системных проблемах предпринимателей в Удмуртии. Необходимо отметить, что решение многих из них находится в компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Такие проблемы нередко возникают вследствие недостаточной проработки федеральных актов.

Например, в отчётном периоде в мой адрес поступали обращения от малых предпринимателей, столкнувшихся с проблемой внедрения новых кассовых аппаратов. Для микропредприятий, особенно в сельской местности, внедрение онлайн-кассы сопряжено с большими затратами, как разовыми, так и ежегодными. Сегодня стоимость фискального накопителя, действующего 13 месяцев, сравнима со стоимостью простых моделей кассовых аппаратов. А ещё необходимо заплатить за техническое обслуживание кассы, за услуги оператора фискальных данных, за доступ в сеть Интернет, за настройку и обслуживание кассы. При этом предприниматели не только из сельских поселений, но и из районных центров и даже небольших городов республики неоднократно сообщали, что специалистов, способных провести грамотную настройку и обслуживание кассового аппарата нового образца на сегодняшний день критически не хватает.

Оказался неурегулированным вопрос о возможном выходе из строя кассового аппарата. Что в этом случае делать малому предпринимателю, если у него только одна касса на торговой точке? Покупать новую накладно. Взять в аренду другой аппарат нельзя. Применять бланки строгой отчётности также невозможно. А работать без кассы невозможно. Во-первых, это сразу же увидят налоговые органы, во-вторых, штрафы за неприменение кассовой техники огромны и могут достигать 100% от суммы расчёта.

В вопросе внедрения новых кассовых аппаратов необходимо отметить работу федерального штаба под руководством федерального Уполномоченного Бориса Юрьевича Титова, руководителя ФНС России Михаила Владимировича Мишутина и с участием региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. По решению штаба в переходный период деятельность налоговых органов была переориентирована с контроля на разъяснительную работу, административные штрафы на предпринимателей не налагались.

Подобные актуальные системные проблемы, требующие решения на федеральном уровне, с конкретными предложениями по их решению подготовлены мною для включения в ежегодный доклад федерального Уполномоченного Президенту России.

Достаточно много озвучивается предпринимателями системных проблем, решения по которым необходимо принимать на региональном уровне.

Например, существенный рост ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Для отдельных категорий земель арендные ставки выросли в 3 – в 4 раза. По многим муниципальным образованиям в Удмуртии в 2017 году произошёл существенный рост арендных платежей, увеличение задолженности по их оплате.

Остаётся актуальным вопрос ощутимого роста налоговой нагрузки на предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в случаях, если их объекты недвижимости облагаются налогом от кадастровой стоимости. По данным налоговых органов в 2017 году за счёт уплаты налога на имущество организаций налоговая нагрузка на компании, применяющие упрощённую систему налогообложения, в среднем увеличилась на 47%, а на компании, применяющие ЕНВД, – увеличилась на 40%.

Взывает беспокойство бизнес-сообщества тот факт, что на региональном уровне льготы по налогу на движимое имущество не были сохранены. Это снижает привлекательность инвестиций в новое оборудование.

Большой объём оборудования приобретается в лизинг, а балансодержателем и налогоплательщиком приобретаемого имущества может оставаться лизинговая компания. Поэтому лизинговые компании из других регионов России, где принято решение о сохранении льготы, оказываются в более выгодном положении, нежели лизинговые компании из Удмуртии, поскольку последние вынуждено поднимут цену своих услуг с целью компенсации дополнительных расходов на уплату налога.

Кроме того, бизнес в республике, снижая свои издержки может принять решение заключать договоры лизинга с компаниями из других регионов и оставлять своё имущество на их балансе, что позволит ему избежать уплаты налога на приобретаемое движимое имущество.

В Удмуртской Республике до настоящего времени не реализовано предоставленное Федеральным законом право снижения налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Хотя рядом регионов уже использована данная возможность.

До настоящего времени актуальна проблема несвоевременной оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным и муниципальным контрактам. По поручению Генпрокуратуры России этот вопрос находится на особом контроле у органов прокуратуры республики.

Эти и другие системные проблемы отражены в ежегодном докладе, который ранее представлен Главе Удмуртской Республики, в Госсовет, в Общественную палату, а также размещён на сайте Уполномоченного. Доклад содержит предложения, которые могут послужить основой для поручений Главы Удмуртской Республики по решению системных проблем, обозначенных предпринимательским сообществом.

В 2017 году сохранилась динамика улучшения ряда макроэкономических показателей. Руководством республики целенаправленно предпринимаются меры, призванные улучшить условия ведения бизнеса. Об этих мерах сегодня уже сообщил Александр Владимирович.

В то же время, результаты опроса собственников бизнеса и топ-менеджеров, проведённого нами в январе-феврале 2018 года, показывают, что условия ведения предпринимательской деятельности в нашей республике остаются недостаточно комфортными.

Средняя оценка по пятибалльной шкале составила 2,5 балла. Количество отрицательных оценок превышает количество положительных и даже нейтральных ответов. Многие предприниматели продолжают говорить об ухудшении условий ведения бизнеса.

Косвенным показателем наличия проблем в сфере предпринимательской деятельности могут являться данные налоговых органов о количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. Так, за период с 1 января 2017 года по 1 января 2018 года их численность в Удмуртии сократилась на 2 080 единиц. Это 3% от общего числа субъектов предпринимательской деятельности в республике.

Среди произошедших за 2017 год изменений в условиях ведения бизнеса единственным направлением, по которому положительные оценки у предпринимателей преобладают над отрицательными, является качество, доступность и удобство получения государственных и муниципальных услуг. Во многом, на мой взгляд, это связано с проводимой политикой по переходу на предоставление услуг в электронной форме, в МФЦ и с другими мерами.

По всем остальным направлениям отрицательные оценки, поставленные участниками опроса, преобладают над положительными.

Наиболее негативно респонденты оценили изменение спроса и покупательской способности клиентов. О том, что ситуация в 2017 году стала хуже, сообщили 68% опрошенных.

54% опрошенных считают, что увеличились неналоговые платежи, 46% – что выросла налоговая нагрузка. Положительные оценки по данным направлениям практически отсутствуют. Бизнес по-прежнему не ощущает, что тезисы Президента Российской Федерации о сохранении в течение четырёх лет уровня налоговой нагрузки воплощаются на практике.

Кроме того, в ходе проведённого опроса почти каждый пятый респондент сообщил о том, что в течение 2017 года ему приходилось сталкиваться с практикой уплаты неформальных платежей или оказания неформальных услуг, то есть с коррупционными практиками.

Вызывают обеспокоенность данные опроса о прибыльности бизнеса в Удмуртии. Только 6% респондентов сообщили в своих ответах, что их бизнес успешен и приносит хорошую прибыль, в ближайшей перспективе планируется его расширение. 59% опрошенных, наоборот, сообщили о сложной ситуации. У 44% бизнес находится на грани убыточности, прибыльность минимальна и любые негативные изменения могут сделать бизнес убыточным. 15% респондентов сообщили об ещё худшей ситуации. По их данным бизнес убыточен и существует только за счёт накопленных ранее ресурсов.

Низкая прибыльность бизнеса – это один из барьеров, препятствующих развитию предпринимательской инициативы и росту инвестиций, как собственных, так и внешних.

Сегодня наблюдается тенденция снижения привлекательности предпринимательской деятельности. Только повышение комфортности ведения бизнеса и его потенциальной доходности могут привлечь новых предпринимателей и побудить существующий бизнес к увеличению объема вложений в его развитие.

Опрошенные предприниматели пока что дают очень осторожные оценки деятельности региональных властей в отчётном периоде, направленной на создание благоприятных условий для ведения бизнеса.

Значительная часть опрошенных считают, что улучшение условий ведения бизнеса в Удмуртии – это один из приоритетов региональных властей. При этом многие предприниматели отмечают, что предпринимаемые меры недостаточно масштабны, носят избирательный характер и не всегда достаточно эффективны.

Согласно ответам предпринимателей, полученным в ходе опроса, наибольшие административные барьеры в Удмуртии создают налоговые органы, территориальные органы Роспотребнадзора, Пенсионного фонда, Государственная инспекция труда, подразделения органов местного самоуправления в сфере архитектуры и строительства, управления имуществом и земельными ресурсами. При этом под административными барьерами понимается предъявление трудноисполнимых требований или требований, исполнение которых связано с наибольшими издержками.

Проблемы и претензии предпринимателей в адрес данных органов, являются предметом моих постоянных обсуждений с их руководством, в том числе на заседаниях общественных советов.

При принятии решений, направленных на достижение такой важной цели, как увеличение доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики, необходимо, согласно законодательству, учитывать не только эффект принимаемых мер для бюджета, но и долгосрочные экономические последствия, в том числе влияние таких мер на бизнес в республике.

В течение 2018 года предлагаю органам государственной власти, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений:

  • ограничить возможности роста ставок земельного налога десятью процентами относительно предыдущего года, в том числе с учётом этого пересмотреть принятые ранее решения о повышении ставок;
  • с целью сокращения стоимости перевозок грузов, увеличения производительности труда, а также улучшения логистики в республике провести модернизацию отдельных автомобильных дорог, повысив их категорию;
  • не допускать резкого роста арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности более чем на десять процентов относительно предыдущего года, в том числе пересмотреть ранее принятые решения о существенном росте ставок для отдельных земельных участков;
  • не допускать вынесения штрафных санкций за впервые выявленное нарушение в тех случаях, когда закон предусматривает их замену на предупреждение;
  • с целью недопущения существенного роста налоговой нагрузки, обозначенного мною ранее, вернуть для малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы, освобождение от уплаты налогов на имущество от кадастровой стоимости;
  • в целях сохранения конкурентоспособности, инвестиционного потенциала и лизинговых компаний в республике вернуть льготы по налогу на движимое имущество;
  • разработать комплекс мер по снижению остроты проблемы дефицита квалифицированных кадров, например, направленных на приведение квалификации выпускников в сфере сельского хозяйства в соответствие с современными требованиями отрасли;
  • повысить защищённость арендаторов государственного и муниципального имущества, в том числе посредством установления сроков, в течение которых арендная плата будет неизменной;
  • по примеру других регионов предлагаю также создать рабочую группу при Главе Удмуртской Республики, рассматривающую вопросы несвоевременной оплаты товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам, а также систему мониторинга такой задолженности. Об этом сегодня тоже вкратце говорил Александра Владимирович;
  • принять иные меры, изложенные в представленном мною ежегодном докладе.

В последнее время внимание к проблемам предпринимателей растёт. В Удмуртской Республике не только неоднократно подчёркивалась важность развития экономики и поддержки местных предпринимателей, но и регулярно предпринимаются шаги, направленные на реализацию данной цели. В связи этим уверен, что есть все возможности для развития бизнеса в Удмуртской Республике и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Спасибо за внимание!

Презентацию к выступлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике можно загрузить по данной ссылке (файл формата PDF, размер 855 Кб).